Август — первенец Мелодии

Принято считать, что первыми в истории альбомами хэви-металлической стилистики, изданными единственной советской государственной фирмой грамзаписи «Мелодия», стали в октябре 1987 года пластинки групп «Круиз» и «Черный кофе» – «Круиз–1» и «Переступи порог». Однако обращение к официальному каталогу «Мелодии» однозначно указывает, что дебют в грамзаписи питерского квинтета «Август» «Демон» предшествовал им – если не по дате издания, то уж точно по номеру. И в этом есть своя историческая и, если можно так выразиться, идеологическая справедливость – если LP «Круиза» и «Черного кофе» были в известном смысле встречей с новой эрой, то «Демон» и, в меньшей степени, «Ответный удар» – едва ли не единственные дошедшие до наших времен в CD-переизданиях «слепки» филармонического хард-н-хэви середины – второй трети 80-х. Причем «слепки» предельно достоверные – достаточно сказать, что оба альбома построены как копии концертных программ, или, точнее говоря, одной программы. Во всяком случае, на московских концертах в марте 1988 года, свидетелем которых был ваш автор, материал, вошедший на эти альбомы, исполнялся практически комплектно, за исключением разве что лирических клавишноориентированных инструментальных композиций «Рояль и море» («Демон») и «Цветной сон» («Ответный удар»), в оригинале, похоже, являвшихся неизбежными реверансами в адрес худсовета «Мелодии» – впрочем, реверансами в высшей степени не стыдными. Зато ураганная пьеса «Точка отсчета» («Демон») с соло гитариста Геннадия Ширшакова и барабанщика Андрея Круглова перекочевала на альбом прямо из концертного сета – понятно, что там эти соло игрались и подлиннее, и мощнее… Наивным по нынешним временам слушается добавление концертного шума аудитории в ряд номеров – ну что же, понятно тогдашнее стремление музыкантов показать слушателю, что на концерте группа звучит ровно как на записи.

Звучание «Августа» на обоих альбомах основывается в первую очередь на мощных клавишных аранжировках лидера и основного композитора группы Олега Гусева – причем, невзирая на довольно конъюнктурный подход группы и ее руководителя к собственному творчеству (понятное дело, хэви-метал – это музыка перестройки, как то несколько завуалированно декларируется в стадионном хите «Рок-н-ролл» с «Ответного удара»), нельзя не отметить высочайший профессионализм Олега как композитора и инструменталиста: «Демон» в целом может быть назван одним из памятников того самого русскоязычного (не «русского»!) рока, который именно к середине 80-х сформировал подлинно национальное звучание нашей рок-музыки, утерянное, увы, к началу 90-х. Поэтому не торопитесь называть могучие баллады «Осень» и «Судите сами» занудными – в них должным образом соединяется отечественная эстрадная мелодика и грамотная рок-аранжировка со значительной долей полусимфонических, как выразились бы сейчас, клавишных партий; и этот синтез, как водится, неотразим для русского уха. Но основные хиты «Демона» – пафосный «Колокол» (неожиданно слушающийся ремейком «Бей, колокол» «Мифов»), рок-н-ролльный номер «Ночь» и наследующая вынужденному нововолновому периоду творчества «Августа» (о чем см. ниже) «Как болит голова». Вокальная же подача Владимира Трушина (впоследствии «Санкт-Петербург-II») и Павла Колесника абсолютно профессиональна и полностью соответствует характеру материала.

Альбом «Ответный удар», добравшийся до магазинов поздней весной 1989 года, сконструирован более «металлично» – так, вокальные баллады на нем отсутствуют – и снова, как уже говорилось, с оглядкой на сценическое воплощение материала, неважно, до или после его записи в студии. К примеру, титульный номер, «Гонка» и «Дорога в никуда» слушаются на альбоме несколько нелогично, зато пьесой «Металл» с крайне прямолинейным антивоенным текстом и уже упомянутым «Рок-н-роллом», несколько схожим по аранжировке с «Нам нужен мир» «Автографа», только стадионы поднимать. Конечно, тексты обоих альбомов всегда вызывали отвращение у борцов за рок-правду Жизни™ – но не надо забывать, что песни эти создавались еще при существовании филармонических худсоветов и в первую очередь предназначались для регулярной концертной реализации. Понятны и придирки к звучанию альбомов – однако усомнимся, что тогдашнее оборудование мелодиевских студий и навыки штатных звукорежиссеров позволяли записать альбомы с достаточно сложными клавишно-гитарными аранжировками на уровне мировых стандартов 80-х. 

Нельзя не обратить внимание на комплектацию обоих CD бонус-треками – к сожалению, представляющими именно исторический интерес. Уж слишком контрастируют с хэви-материалом «Августа» эти пьесы, записанные в 1984–1985 годах с Павлом Колесником и его предшественником, покойным ныне Андреем Рублёвым (Степановым) – то был период, когда по причинам раскола в коллективе настоящий «Август» сменил не только название на «Группу Олега Гусева», но и стилистику – все семь номеров выдержаны в духе предельно эстрадного нью-вэйва, и выделяются среди них лишь явный хит «Далекая звезда», спетый Рублёвым, да «Мир в тревоге», малость похожий на поп-творчество «Круиза» тех лет. Странно, что в бонус-секции не попал «мини-хит» «Счетчик времени включен», засветившийся в новогодней (1987) программе Центрального телевидения… Но эти пьесы не в состоянии умалить уровня «Августа», реально являвшегося в те годы наряду с «Круизом» и «Арией» третьей традиционной хэви-группой страны, и не получившего свою долю славы лишь из-за отсутствия толкового менеджера-толкача и московской прописки. Отрадно, что в облике этих CD-переизданий с грамотным ремастерингом экс-лидера Mortifer и «X-фактора» Сергея Новикова к нам вернулся еще один кусок отечественной рок-истории, какой бы иногда удивительной она ни виделась с почти четвертьвековой дистанции.