Павел Колесник известен многим любителям тяжелой музыки как вокалист легендарной группы Август, которая уже на протяжении почти 40 лет, несмотря на постоянно меняющуюся обстановку, продолжает выпускать новые песни и гастролировать по стране. Но мало кто знает, что в музыкальном багаже Павла большое количество сольных релизов, которые не ограничиваются привычным тяжелым звучанием. Более того, он – персона разносторонняя, общительная и с прекрасным чувством юмора. Совсем недавно на лейбле OldWise вышло переиздание сольного альбома Павла «Всему Свой Срок» (2017). Об этом релизе, о этапах существования группы Август, а также о творческих планах мы и поговорили с Павлом.
Павел, давайте для начала вспомним тот момент, когда вы впервые взяли в руки микрофон. Наверняка еще в юношеские времена приходилось отстаивать честь школы на музыкальных конкурсах талантов.
И откуда вы все это знаете? (Смеется). Я родом из небольшого городка Собинка Владимирской области. На тот момент в городе было только 3 музыкальных коллектива. И как-то раз меня пригласили в один из них. Мне тогда было 15 лет. И вот в этом возрасте я стал руководителем так называемого ВИА, так как был единственным в группе, кто знал нотную грамоту как «Отче наш». И уже здесь я официально запел. Это был 1973 год. Мы играли в кинотеатре блок перед тремя последними сеансами по субботам и воскресеньям, по 20-30 минут известных на тот момент песен. Люди приходили в кино и, дожидаясь просмотра фильма, шли в буфет, по пути попадая на наше выступление. Репетировать нам было негде: с утра и до вечера были сеансы. И лишь после последнего сеанса мы выносили на сцену аппаратуру и играли до 5 часов утра. По окончании репетиций я шел домой завтракать, а в 5.40 утра уже начиналась моя смена в качестве помощника мастера ткацкого производства. В 2 часа дня смена заканчивалась, я возвращался домой. Мама меня покормит, я на 2-3 часа прикорну и снова в кинотеатр. И так по кругу. Молодые были, энергии хоть отбавляй! (Смеется). Вот так началась моя эпопея работы в ансамблях в качестве вокалиста.
А в каком возрасте вы поняли, что тяжелая музыка — именно тот формат, с которым вы хотели бы работать в будущем?
Это пришло с Августом, конечно. Тяжелую музыку я слушал и раньше. Но именно с приходом в Август я осознал, что это мое. Когда я пришёл в Август, группа играла в стиле «new wave»: я около года пел хиты «Песенка о времени», «Далёкая звезда», «Посвящение другу», «Август» и т.д. Но когда к власти пришел Горбачев, народу наконец-то разрешили «дышать», разрешили официально играть рок. И, разумеется, музыканты группы, тяготеющие к року, перешли на стезю тяжелой музыки. И я, соответственно, вместе с ними. Мне это дико нравилось, тяжелая музыка рвала меня на части изнутри. Для меня это было что-то новое. И самое интересное, я не просто вливался в коллектив, а вместе с группой перерождался в эту музыку. Мне это было гораздо проще сделать, чем просто влиться.
Вот, к примеру, в 1988 году в группу приходил вокалист Константин Шустарев («Коха»). Но это была не его музыка абсолютно. Как бы круто он ни пел в другом проекте или еще где-то, придя в Август петь песни Гусева – это очень сложно на самом деле. Мало быть крутым вокалистом. Но у меня это получилось: я перерождался вместе с группой, выучил все повадки Гусева как композитора. Я к тому времени чувствовал, знал, что он хочет услышать в той или иной песне. Поэтому мне все достаточно легко давалось. Я был непосредственно в процессе, внутри группы. А когда приходит новый человек, и ему говорят, что через 2 дня концерт, и нужно срочно выучить песни… Естественно, это не дело.
Но ведь и вы вышли на сцену с Августом практически сразу после вступления в его ряды.
Да, было такое! (Смеется). У меня было всего 8 дней до выхода на сцену с того момента, когда я появился в Августе. Как сейчас помню: 2 апреля 1985 года меня пригласили на прослушивание, а 9 апреля в городе Астрахань я уже стоял на сцене в составе группы, и более того, я вел программу, как ведущий. Но! В моем случае ситуация была несколько иной: как я уже говорил, на тот момент Август играл «new wave», а это музыка немного другая, больше похожая на попсу, нежели на тяжелый рок. И это явилось некой своеобразной ступенькой к переходу к более тяжелой музыке, к перерождению вместе с командой. Поэтому мне это легко далось.
А поступали ли вам на тот момент предложения от других коллективов занять место вокалиста?
Да, поступали, но мало кто об этом знает. К примеру, меня приглашал Андрей Большаков в группу Мастер. Мы тогда работали концерты в Лужниках. Ко мне подходит Андрей и говорит, мол, Паш, мне нужен вокалист. Я ему говорю: «Да ты ж только что Мишу Серышева взял!». Наверное, первое время не все его устраивало в Мише, хотя он (Миша) твердый, крепкий вокалист, это нельзя не отметить. Я ему порекомендовал Павла Волыхина из группы Форвард. А он мне: «Да какой Волыхин, я ж конкретно тебе предлагаю!» Вот тут я удивился, конечно. Я объяснил Андрею, что в Августе меня все устраивает, зачем я буду «дергаться»? И я ему мило отказал. Я даже не знаю, чем бы обернулся наш разговор, если б я дал добро… Вполне возможно, что на сегодняшний день я был бы вокалистом Мастера! (Смеется).
Также поступало предложение от группы Синяя Птица. Мы работали с ними в одной филармонии, и они пару месяцев бегали за мной с предложением. Я не хочу сказать, что я там какой-то крутой вокалист. Но раз бегают, значит нравится, я так понимаю, да? (Смеется). Я даже часто говорил, что раз Гусев снимается с моим голосом, значит я неплохо-таки пою! (Общий смех).
Ну, раз мы затронули тему подмены вокалиста на официальных видоороликах группы…
Да, это отдельная тема. Ни для кого не секрет, что во всех клипах, записанных в 80-е годы, в качестве вокалиста фигурировал Олег Гусев, но при этом звучал мой голос. А я был то гитаристом, то клавишником… В конце концов, мне все это вот изрядно надоело. И вот в 1991 году, перед очередными съемками на ленинградском ТВ Олег заявил, что с этого момента в качестве вокалиста буду сниматься я. Снимали видео на песню «Тоннель». Я сразу же успокоился, думаю, наконец-то дождался! Но за несколько минут до съемок Олег подходит ко мне и предлагает поговорить. У меня сразу же сердце екнуло: ну, сейчас опять что-то будет неприятное… В итоге, режиссер клипа Андрей Базанов сказал, что раз в предыдущих клипах засветился Олег Гусев, то он и должен продолжать сниматься и дальше как вокалист. Тут уже я не выдержал, а человек я терпеливый. В итоге послал я Олега Палыча открытым текстом по известному эротическому адресу. И этот момент послужил тому, что я оставил группу. Естественно, я сильно переживал, мне безумно нравилось работать в коллективе. Но группа после моего ухода продержалась недолго: месяцев 7 или 8, не больше.
Если я не ошибаюсь, после вашего ухода Август поехал на гастроли в Европу.
Да, насколько мне известно, группа съездила в Германию, во Францию, хотя во Франции они так и не выступили.
Это почему же?
История следующая: есть такой человек Александр Дрызлов, который в 1991 году повез во Францию большое количество записей клипов советских рок-групп на VHS. В итоге из всего списка французы оценили лишь Август и, указывая на экране на Олега Гусева, предложили сделать из него звезду. Саша им объясняет, что звезду из него сделать никак не получится, так как за кадром поет совершенно другой человек, и этот человек уже покинул группу. Для французов это стало неким шоком: они не могли понять, почему в клипе снимается один человек, а поет при этом совершенно другой! (Смеется). В итоге французы поставили условие – они не примут Август, если в составе группы не будет обладателя этого голоса. (Это я цитирую слова Саши Дрызлова). И в скором времени я убедился, что это была правда: буквально через пару дней после этой новости мне звонит Олег Павлович Гусев с предложением поехать во Францию на гастроли. Естественно, я уже знал всю эту историю. Говорю: «Ну а чего же не съездить»? И получилось так, что съездить-то мне он предложил, но больше так и не перезвонил. В итоге я не поехал, но группа, видимо, какими-то путями сообщила принимающей стороне, что я буду. Но по факту, как я уже оцениваю всю эту ситуацию, группа поехала туда, но принимающая сторона поняла, что меня-то в составе нет! И Августу «зарубили» концерты.
А не было ли на тот момент мысли вернуться в группу и продолжать начатое вместе дело?
Может, было бы и неплохо тогда все это продолжать. Тем более, перед моим уходом в группу пришли замечательные музыканты, которых я лично набрал по просьбе Гусева. Но я вынужден был выйти из команды по определенным причинам: мне уже четвертый десяток, а звать меня никак. Более того, насмотревшись клипов, многие не верили, что именно я вокалист Августа, а не Гусев. Приходилось каждый раз ссыласться на пластинку, где черным по белому было написано, кто именно вокалист, а кто клавишник.
Вы известны прежде всего как вокалист Августа. Это ваш первый профессиональный коллектив? Или же до Августа удалось поучаствовать и в других музыкальных группах?
До Августа я работал в группе, с которой мы выступали на танцах под Ленинградом. Поэтому, конечно, Август — это мой первый коллектив такого уровня. В группу меня пригласил известный бас-гитарист Александр Назаров. Мы с ним были знакомы еще по моей службе в армии: Саша работал музыкальным руководителем в Доме офицеров, и я пел как раз у него. И вот спустя уже несколько лет после службы, на одном из концертов, Саша представил меня руководителю Августа Олегу Гусеву, им нужен был вокалист. А я к тому времени уже влюбился в групу Август! Я их слушал, бывал на концертах. Да я в два счета все это спою, какие проблемы, думал я, глядя на Андрея Степанова… Мне уже скоро тридцатник, а я все еще сижу в зрителях! (Смеется). В итоге мы познакомились с Гусевым, поговорили, и он меня пригласил на репетицию по адресу: улица Руставели, 37, где я и прошел прослушивание. Да, и что самое интересное, по стечению обстоятельств я сейчас как раз работаю по этому адресу! (Смеется).
Символично!
Да! Более того, в прошлом году мы выпустили видеоролик на песню «Демон», который также был снят по этому адресу, на той же самой сцене, на которой я был официально принят в состав группы Август в далеком 1985 году. Поэтому для меня это очень важно! Хотя особо одаренные слушатели начали тут же критиковать, мол, что это вообще за клип, снято на какой-то «замызганной» сцене в советском ДК, да еще на фоне занавесок, могли бы добавить денег и снять лучше и так далее. Я даже не стал объяснять людям, что это вовсе не клип, а промо-ролик, снятый лишь для того, чтобы напомнить слушателям, что мы до сих пор живы. И никому же ума нет до того, что для меня это символичное место.
А часто приходится сталкиваться с критикой в свой адрес?
Постоянно. Что бы я ни выпустил, тут же начинают обливать грязью. Особенно на портале Mastersland. Причем из этих людей никто еще не подписался, все стараются скрываться. Удивительные люди! Особенно досталось моему экспериментальному сольному альбому «Чужой», весь вокал к которому был записан у меня дома: Паша, до чего ты опустился, такую попсятину выпустил и так далее. Ребята, вы послушайте внимательно эту «попсятину»! Вы для начала попробуйте всё это спеть… Ведь этот альбом очень интересный, по сути. Мы его сводили у Питера Доуля в Голливуде. И саунд в итоге классный получился, плотный такой. Другое дело – нравится или не нравится.
Перепадает и Августу, мол, группа ничего не сделала для рок-индустрии и так далее. Ну, начнем с того, что мы первые в списке, кто официально выпустил виниловую пластинку в стиле рок на фирме «Мелодия». Далее идут Черный Кофе и Круиз. Мы отыграли огромное количество концертов, причем давали по 2–4 выступления в день, собирая полные залы. И тут какие-то «тролли» заявляют, что мы ничего не сделали. Ну смешно же!
Итак, в 1985 году вы вступили в ряды Августа. На тот момент группа уже имела определенный успех: было записано 2 магнитоальбома, и имелась обширная география выступлений. Легко ли было адаптироваться в группе?
На самом деле, очень легко. Я с 7 лет на сцене, поэтому уже был приучен к публике, и мне совершенно не важно количество людей в зале. Мне нравилось выходить на сцену, я кайфовал от этого. Я прекрасно понимал, что зрители – это те люди, ради которых я и пою. А значит, я должен сделать так, чтобы их завести по полной программе. Чтобы потом они отдали мне свою энергию. То есть, проблем не было абсолютно. Я легко вписался, легко адаптировался. Единственный момент – я все же пришел «мальчиком с танцев», а в группе на тот момент были серьезные люди с «бородой», поэтому некоторое время чувствовалась некая дистанция между нами. Однажды на фоне этого даже произошла неприятная ситуация: мы поехали на гастроли, и в Туапсе у группы украли hand clapper, на котором играл бас-гитарист Лева Лемберский. (Hand clapper – это такая педаль, при нажатии на которую получался хлопок, похожий на аплодисменты). Приезжала милиция, у всех взяли отпечатки пальцев. И, как я потом узнал, музыканты группы изначально подумали на меня, потому что я был новым человеком в коллективе. И все пристально смотрели, с каким лицом я даю эти отпечатки. (Общий смех). А у меня даже и мысли не было, чтобы что-то где-то у кого-то украсть, воспитание не позволяет….
Как вы уже рассказали, в составе Августа вы пробыли до 1991 года, записав при этом альбомы «Демон» и «Ответный удар». Что можете рассказать о первом опыте записи альбомов в студии?
Первый опыт записи получился достаточно забавным. Однажды мне звонит Олег Гусев и просит приехать к нему домой. Беру такси, приезжаю, Он играет мне на рояле какую-то музыку, напевая вокальную строчку… Я послушал, а Олег и говорит: «Запомнил»? Что я мог ответить? Конечно, запомнил… Он: «А теперь поехали» Я спрашиваю: «Куда»? Он: «В студию, записывать то, что ты запомнил». Я думаю, блин, я еще песен толком не знаю, а тут уже что-то записывать надо! (Смеется). Но ничего, приехали на студию и за 2 часа записали сразу 3 песни: «Я и Ты», «Шестое Чувство» и «Мир В Тревоге». Мне все это понравилось, тем более со стороны себя слушать очень интересно! Ну а после были записи альбомов «Демон» и «Ответный удар» на студии «Мелодия». Все записывалось на широкую ленту, на 32-ю скорость. И там уже как спел, так и спел! (Смеется). И надо отдать должное, что группа Август тогда звучала на концертах именно так, как звучала на пластинках.
Сейчас, конечно же, запись песен является неотъемлемой частью жизни любого музыканта. Меняется лишь только подход к записи. Если раньше все записывалось на студиях, то сейчас достаточно иметь соответствующую аппаратуру, и можно без каких-либо проблем записываться у себя дома. Все свои сольные альбомы я записываю дома. Я купил себе японский микрофон, американсскую звуковую карту, освоил Cubase. А больше ничего и не надо, ведь главный инструмент – это уши.
А что за история приключилась с обложкой альбома «Демон»? Если я не ошибаюсь, изначально обложка должна быть совершенно другой.
На обложке должен был быть изображен летящий демон, взрывающий всё на своём пути. А на обратной стороне, в левом верхнем углу русскоязычное название группы, песен, авторов, а справа в нижнем углу – на английском. Между ними 5 ромбов, и в каждом из которых фото участников группы. Мы даже специально ездили на съемки в Москву к Сергею Борисову, который на тот момент делал фотосессии Алле Пугачёвой и не только! Пластинка Августа поступила в продажу 12 января, как раз в мой день рождения. И вот, иду я по Невскому проспекту мимо магазина «Мелодия» и слышу шумок: «Август продается!». Я, как нормальный человек, встал в очередь, покупаю пластинку и…. И вижу на обложке Гусева с поднятой рукой! (Общий смех). Супер! Настоящий подарок ко Дню рождения!
После ухода из Августа вы записали три сольных альбома: «Высшая Поэзия — Моление», «Колокола России» и «Мы — Дети Божьи». Эти альбомы объединяет их духовное содержание, но при этом они кардинально отличаются по музыке от творчества Августа. Почему именно эта тематика?
Я – человек верующий, для меня это все серьезно. В свое время я увидел огромное количество чудес Господних. Я даже испытал состояние души вне тела на одной из проповедей, в церкви у себя на Родине. И после одного из богослужений батюшка пригласил меня в гости. Он узнал, что я из Ленинграда, рок-музыкант, и дал мне кассету песнопений иеромонаха Романа, сказав: «Приедешь в Ленинград, послушаешь кассету и оставишь рок-сцену». Естественно, рок-сцену я оставлять не собирался. Внутри у меня кипит демонстрация с лозунгами «Даешь рок!» (Смеется). Тем не менее, кассету я послушал, и она меня сильно зацепила своими текстами и темой духовности. В итоге три вещи я аранжировал на свой страх и снял на Ленинградском телевидении, две из них показали в эфире молодёжной редакции. И оказалось, что в это время иеромонах Роман был в Ленинграде и видел эту программу. Где-то через неделю я прихожу на телевидение, мне передают номер телефона с просьбой позвонить по поводу того выступления. Я страшно испугался: я же без благословения записал эти песни… Очень важно иметь благословение. Я дрожащей рукой звоню по этому номеру и слышу женский голос: «Вы знаете, Павел, мы с батюшкой смотрели ваше выступление по телевидению, и он услышал в вас продолжателя своего дела. Поэтому оставил для вас огромную пачку стихов и 5 кассет по 90 минут со своими песнопениями».
Позже я познакомился лично с иеромонахом Романом, часто бывал у него в гостях. Удивительный человек! Он часто мне играл на гитаре свои песнопения, а иногда я был его первым слушателем. Он меня благословил, после чего я начал аранжировать его песни, приводя их в порядок, в музыкальном смысле. И в результате этого получился мой первый сольный альбом «Высшая Поэзия — Моление» на виниле. А следом уже были магнитоальбомы «Колокола России» и «Мы — Дети Божьи». Да, альбомы совершенно разные и не похожи на композиции группы Август. Хотя на альбоме «Мы — Дети Божьи» я уже начал использовать роковые аранжировки. В этом мне помогали мои друзья, но получилось не совсем так хорошо, как хотелось бы. Я еще тогда шутил: «Что ж, придется фонограмму украшать своим неповторимым тембром голоса». (Общий смех). Ну, а что еще было делать? И даже песня «И Капает Кровь…» звучит совсем по-другому. Но как получилось – так получилось.
Вы также были ведущим на религиозной станции «Теос»…
Все верно. Только не на религиозной, а на межконфессиональной радиостанции «Теос». Благодаря тем самым песням меня услышали и пригласили работать на радио, где я проработал ровно 8 лет, день в день, представляя Православие. Со временем на радио сменилось руководство, набрали новых сотрудников – волонтеров и платить перестали. Меня поставили в такие рамки, что я просто вынужден был оставить эту работу.
В 2002 году Август все же возрождается. С каким настроем возрождалась группа?
Ранее, еще даже до развала группы, смотря по сторонам, я говорил ребятам: смотрите, вот появился Ласковый Май, на них ходят тысячами, и лет через 10 нам предстоит слушать опусы из-под руки этих людей, ведь многие из них станут композиторами, поэтами… Собственно, что мы и наблюдаем на сегодняшний день по телевидению: куда ни плюнь, везде одни и те же лица, которые уже изрядно всем надоели! Всегда хотелось как-то на это повлиять. И уже после развала Августа хотелось возродить команду и продолжать активную деятельность. А началось все с моего сольного концерта в Петербурге, на который пришли наш звукорежиссер Саша Егоров и гитарист Гена Ширшаков. Уже после концерта они подошли ко мне и предложили возродить группу. И после этого все снова завертелось. Хотя с Геной в скором времени пришлось расстаться – он без удовольствия играл чужие песни, перестал ходить на репетиции. Даже насчет песни «И Капает Кровь…», когда я ему впервые ее сыграл, его реакция была следующая: «Кому нахрен нужно это г…о?». А в итоге песня стала хитом. Но мы с ним общаемся по сей день, у нас хорошие отношения. Он даже вышел на сцену на юбилейном концерте Августа, посвященном 35-летию группы. Он не играл, но сказал несколько замечательных слов: «Друзья, как-то давным-давно, где-то в далеком 1983 году ко мне подошел Бари Алибасов и сказал, что Август – это фигня, группа долго не проживет. А вы посмотрите, какой сейчас год на дворе? 2017-й! Вот вам сцена, вот вам Август!»
Молодец, хорошо сказал!
Да, хорошо! Мне очень понравилось! Но путь восстановления команды был нелегким. Многих новых музыкантов интересовали только деньги. На предложение попробовать «поднять» Август от одного известного бас гитариста я услышал: «Сколько?». На что я тут-же парировал: «До свидания»! Для начала нужно сделать дело, а уж потом говорить о гонорарах. Был даже случай, когда музыканты за моей спиной пытались убрать меня из группы и взять нового вокалиста. Но этот вокалист оказался человеком воспитанным: он позвонил мне и рассказал, что его пригласили на мое место играть под брендом «Август». Интересно получается, да? Я единственный музыкант в группе из «золотого» состава, а меня убрать пытаются? Аплодирую стоя! (Смеется). После у нас состоялня неприятный разговор, где меня обложили трехэтажным матом. Естественно, с этими музыкантами пришлось распрощаться, после чего они мне даже пытались запретить исполнять ряд песен, к написанию которых я также приложил руку. Это песни «Абсолют», «Тень», «Душа» и другие. Я как соавтор имею полное право исполнять эти песни. Многие, наверное, догадались, что речь идет о братьях Осинских. Хотя сегодня мы прекрасно общаемся. Что было, то было…
Тем не менее, группа все же выпустила 2 альбома: «Это Сейчас!» и «Абсолют На Все…».
Да, несмотря на нестабильность в составе группы, мы все же сумели записать эти альбомы. После длительного перерыва хотелось напомнить слушателям о группе, поэтому такое символичное название у первого альбома получилось. Но при его выпуске издающая компания допустила множество ошибок. Вместо шестистраничного буклета сделали всего один листочек, отпечатанный с двух сторон. И много орфографических ошибок в тексте.
В группе на протяжении всей ее истории происходят частые смены состава. Как считаете, в чем основная причина такой текучки? Зависело ли это от внутренних настроений коллектива?
Как я уже сказал, текучка, в первую очередь, происходит по двум причинам: либо кто-то не приживается, либо начинает тянуть одеяло на себя. Хотя я никогда не выпячивался и не говорил, что вот я руководитель, и поэтому всем молчать. Я всегда со всеми стараюсь держаться на равных, все гонорары за концерты я делю поровну, будь это музыкант, звукорежиссер или руководитель. Но люди почему-то считают, что вот они сейчас горы свернут, все закружится и пойдет по накатанной. Но оказывается, что не все так просто, и многие не удерживаются.
Группа Август всегда стяла особняком в ряду наших метал- и рок-команд. Как вы думаете, с чем это связано?
Сейчас появилось больше количество тяжелых групп разных музыкальных направлений: кто-то любит альтернативу, кто-то панк-рок и прочее. А вот классический рок у нас в стране, кроме нас никто не играет, и это правда. Я вот, к примеру, не могу назвать ни одной отечественной группы, играющую в стиле классический рок. Я очень люблю Whitesnake и Дэвида Ковердэйла как вокалиста. И эта группа – яркий показатель классического рока, где присутствует рифф, красивая мелодика, нестандартные сольные моменты, хорошая поэзия с интересной вокальной строчкой. Это и есть отличие классического рока от прочих тяжелых жанров. И у нас такую музыку никто не играет. Вот, видимо, поэтому мы и находимся немножко в тени. Естественно, у нас есть своя аудитория, которая любит нашу музыку, но, к сожалению, от них не зависит наша концертая деятельность. Но когда мы выходим на сцену, всем сразу понятно каждое спетое слово, все всё слышат. Это уже культура пения. Я считаю, что до слушателя надо доность каждую букву, каждое спетое слово. К сожалению, мы не всегда это слышим на рок-концертах отдельных групп. Поэтому когда я свожу свои сольные альбомы или альбомы Августа, я всегда стараюсь сделать так, чтобы каждое слово было «отчеканено». Для меня, как русского человека, очень важно, чтобы люди меня понимали.
Более того, сейчас очень сложно раскрутиться. Я даже как-то отправлял на «НАШЕ Радио» несколько альбомов Августа, когда еще на радио главным редактором был Миша Козырев. А через месяц получаю ответ: «Неформат!». Мать вашу, а какой формат вам еще надо? Вы же РОК-радио, русский рок! А мы какой рок по-вашему? Так обидно было!
На данный момент Август выпустил шесть студийных альбомов, группа часто гастролирует: выступает как с сольными концертами, так и в рамках различных рок-фестивалей. Можно ли считать, что Август немного стабилизировался после всех этих смен составов и перерывов?
Да, действительно, это так. Со мной сейчас работают люди, на которых я могу положиться. Это Сережа Титов, гитарист группы Скорая Помощь, замечательный человек, замечательный музыкант. Гитарист Андрей Шмидт, профессиональный адвокат. Я увидел, насколько человек интересно играет, и взял его к себе в состав. Да, у него прослеживается некая нестабильность исполнения, особенно на концертах, но я на это закрываю глаза, так как все это приходит с опытом, нужно лишь больше концертов. Недавно пришел басист Миша Мельничук, надежный и упертый музыкант, мне это нравится. Также у нас новый барабанщик, человек ответственный, отдается работе по полной программе, его имя будет официально объявлено на ближайшем концерте 11 февраля. Группа стабильно, пусть и не так часто, дает концерты. В общем, Август не стоит на месте.
Павел, попимо музыки, вы еще занимаетесь организацией и проведением различных мероприятий: праздники, фестивали, презентации. Расскажите об этом подробнее.
Да, я уже много лет этим занимаюсь. Все мероприятия, которые я сейчас веду, эта одна из страниц моей жизни. Я этим очень доволен и горжусь, потому что не было ни одного случая, чтобы меня прогоняли, или кто-то что-то сказал нелицеприятное. Наоборот, меня все благодарят, дают мои координаты своим близким и друзьям. Меня очень часто приглашают, есть уже своя клиентура.
Не обходится и без курьезных случаев. К примеру, я уже более 40 лет исполняю роль Деда Мороза. Помню, еще в начале 70-х был такой случай, я должен был быть Дедом Морозом на детском утреннике. Но перед выступлением выясняется, что потеряли ключ от гримерки, а все костюмы там! А я уже подготовился к выступлению, всю ночь спал на бигудях. И вот уже перед самым выходом на сцену я говорю: «Оденьте меня хоть во что-нибудь, в женщину что-ли!». И тут же нашли какое-то пончо с бахромой, надели на меня, накрасили мне губы, сделали прическу. Я выхожу на сцену и начинаю говорить: «Bonjour, Madame! Bonjour, Monsieur! O-la-la!». В общем, какой-то набор слов по-французски. И так далее с французским акцентом: «Я приехаль из далекийй Франция и привезти вам новый песня на чисто русский язык!». Сажусь за рояль и начинаю играть композицию «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова». Полная импровизация! (Смеется). И уже вечером на взрослой новогодней вечеринке на мне уже настоящее женское платье, объемные «буфера», я оттуда доставал бумажку и зачитывал все с тем же французским акцентом: «Я перевести свой речь на русский язык» и так далее. В общем, должен был стать обычным Дедом Морозом, но, волею случая стал Белокурой Джази! (Общий смех). Вот так родился номер Белокурая Джази.
С февраля 2015 года вы стали одним из солистов ансамбля «Дружба» им. А. Броневицкого. Расскажите об этом сотрудничестве.
Этому ансамблю уже более 65 лет. Из него вышли такие вокалисты, как Вилли Токарев, Виталий Псарев, Виталий Каратаев, Анатолий Королев, Эдита Пьеха и так далее. Мы исполняем советскую эстраду, которую я очень люблю и уважаю. Где бы мы ни находились, куда бы мы ни приезжали — у нас всегда полные залы. Приятно работать, когда выходишь на сцену, а перед тобой зал битком. И это в наше время! У нас квартет, мы поем вчетвером. Это я, Феликс Кудашев, Николай Шамрай и самый младший из нас – Александр Бородай, ему 60 лет. То есть, мужики серьезные! (Смеется).
В вашей сольной дискографии есть еще три сольных альбома, где вы исполняете ретро-шлягеры и песни советской эстрады. Это альбомы «Просто Надо Жить», «Вперед, в Прошлое» и «Песни Великой Победы». А не было ли проблем с авторскими правами?
Нет, не было по одной простой причине: я не записывал эти песни с коммерческой точки зрения. Эти альбомы никогда не поступали в продажу. Все «минусовки» этих песен есть в интернете в свободном доступе, любой может их скачать, спеть и сделать запись. Если бы авторы изначально не хотели этого, «минусовок» в свободном доступе не было бы.
Но на моей памяти был один неприятный момент с альбомом «Высшая Поэзия — Моление». На этом альбоме стихи к 4-м песням принадлежат поэту Михаилу Коневскому, на то время я 6 лет с ним работал. И после выхода этого альбома мне позвонили из РАО и сообщили, что на меня накатали «телегу», что якобы я использовал стихи Михаила Юрьевича, без его ведома. Вот тебе раз, я 6 лет с ним работал, он у меня ведущим на концертах был, а теперь, оказывается, мы с ним и не знакомы вовсе? А он попросту приревновал: я на бас-гитаре с группой Гольфстрим работал целую навигацию для иностранцев на теплоходе, неплохо заработал. Михаил об этом узнал и решил сообщить об авторских правах в РАО.
А чем дело-то кончилось?
Да ничем, над ним посмеялись просто и все. Эти песни вживую звучали разве что на благотворительных концертах, в которых он сам принимал участие. Ни о какой коммерции речи и не шло.
Перейдем к другому вашему сольному альбому — «Чужой». По музыке он еще далек до рок-стилистики, но от религиозной тематики вы стали отходить.
Не совсем так. Если в прошлых моих альбомах была сугубо духовная тема, то в этом альбоме она как бы завуалирована. Песни все так же пронизаны духовностью. Песни «Звезда», «Ничей»… Да одна «Молитва» чего стоит: ее слушаешь в наушниках и просто улелаешь в космос. Я уже не раз говорил, что для меня важна духовность в творчестве. Ведь что такое духовность? Это то, что сотворил Господь. Он сотворил Землю, небо, человека, флору и фауну. Это его творения. Вот об этих творениях мы и поем: о любви, о чувствах. Я не из той категории людей, которые будут опошлять что-либо. Вот чтобы обо мне потом ни сказал Шнур, но он уже приложил руку к воспитанию молодёжи: я иду по улице, а мимо меня проходят молодые люди 12-15 лет и матерятся. Это чье воспитание? Мое? Нет. Я считаю, что это в какой-то степени воспитание интернета и, в частности, того же Шнура. То, что он поет со сцены… Мягко говоря, я сам не слушаю такие вещи и никому не рекомендую. Ведь русский язык красив, зачем его так опошлять?
Подошло время поговорить про ваш сольный альбом «Всему Свой Срок». Это уже полномасштабный метал-альбом духа Августа. Почему вы решили, так сказать, нарушая традиции, записать альбом в тяжелом формате?
Изначально часть этого материала задумывалась для Августа. Но уговорить своих музыкантов записать новый альбом группы было довольно сложно. А мне очень хотелось сделать что-то для наших слушателей. Поэтому я и принял решение выпустить сольный альбом, в котором принял активнейшее участие Сергей Титов, а стихи ко всем песням были написаны Анатолием Жуковым, моим другом из Москвы. Также были добавлены три перезаписанные песни Августа в качестве бонус-треков: «Усталость», «Далекая Звезда» и «Человечеству Хочется Песен». Альбом вышел в 2017 году. Мне пришлось поторопиться, чтобы успеть его выпустить к 35-летию Августа и тем самым порадовать поклонников.
В конце прошлого года у вас вышло переиздание этого альбома. Каковы мотивы переиздания? И чем отличается переиздание от оригинальной версии альбома?
Переиздать этот альбом предложил Виталий Куликов, глава лейбла OldWise. Но я не мог его переиздать в том виде, в котором он был в 2017 году. Поэтому я полностью перезаписал вокал, был сделан ремастеринг, новое сведение, и в Москве на лейбле OldWise аккурат к 7 ноября выпустили этот альбом с уже новым оформлением: это 16-страничный буклет с текстами и фотографиями принимавших участие в издании этого релиза. А также добавлен дополнительный бонус-трек: песня «Не Прислоняться» авторства Игоря Верховского.
«Всему Свой Срок» был тепло принят поклонниками тяжелой музыки. А как вы сами оцениваете этот релиз? Стоит ли ожидать от вас в дальнейшем подобных тяжелых релизов?
Честно сказать, я не ожидал, что получится так по-современному: звучит мощно и живенько. Да, материал получился в стиле Августа, но уже с элементами металла. Я доволен результатом! Получится ли у меня в будущем сделать подобный сольник – я не знаю. Не хочу загадывать. Но одно могу сказать точно: пандемия здесь сыграла свою роль.
Раз заговорили про пандемию… Многие музыканты негативно высказываются об ограничениях, наложенных в результате пандемии коронавируса. Но еть и те, которые считают, что подобные ограничения пошли на пользу их творчеству: появилось много свободного времени, которое можно уделить на написание нового материала.
Я за время пандемии проделал огромное количество работы. Во-первых, как я уже говорил, я перепел весь вокал для альбома «Всему Свой Срок», за исключением бонусных треков. Далее записал вокал, свел и смастерил уже третий по счету сольный альбом Николая Шамрая, моего коллеги по ансамблю «Дружба». Запустил в жизнь новый коммерческий фолк-шоу проект с креативным названием «Поехали»: мы выступаем в русско-народных костюмах и исполняем русские народные песни в танцевально-дискотечном варианте. Зрителям нравится, мы уже успели проехать по Карелии, нас очень классно приняли. Также записал новый сольный альбом, который в скором времени должен выйти в свет под названием «Мамина Пластинка»: это 22 ретро-композиции. Выпустил сольный альбом «Песни Великой Победы» с песнями военных и послевоенных лет, про который ты уже упоминал. И еще освоил программу для монтажа видео, что тоже немаловажно: как говорится, хочешь, чтобы было хорошо — сделай сам! (Смеется). И, самое главное, написано 14 новых вещей для нового альбома группы Август! То есть, пандемия – это не приговор.
А вот с этого момента поподробнее!
Да, уже готов материал к 14 песням, к ним уже написаны стихи Анатолием Жуковым. Работа идет, и где-то, наверное, к сентябрю или октябрю попытаемся его выпустить. Я хочу несколько изменить схему работы над аранжировками: отказаться от совместных аранжировок вместе с музыкантами, а обратиться к аранжировщику Александру Романову, с которым я работал над своим альбомом «Всему Свой Срок». Мы с ним договорились, что он сделает аранжировки ко всем песням. Когда этим занимается один человек, альбом получается более цельным. И после того, как аранжировки будут готовы, музыканты все это снимут, может быть, добавят что-то свое, и получится хороший продукт. Плюсом ко всему, такой подход позволит сэкономить много времени. Рабочее название альбома – «36,6». Нет предположений, почему именно такое название?
Может, как-то связано с идеальной температурой человека?
Хорошее предположение! (Смеется). На самом деле, 2 апреля этого года будет ровно 36 лет, как я официально принят вокалистом в группу Август, и плюс еще 6 месяцев до октября, до выхода альбома в свет. Итого – 36,6. Но это только рабочее название, посмотрим, как получится. Во всяком случае, планы грандиозные. Если вдруг по каким-то причинам снова не получится записать эти песни как новый альбом Августа, то я вновь выпущу сольник, как это уже было с альбомом «Всему Свой Срок».
С Анатолием Жуковым вы уже сотрудничали на сольных альбомах «Чужой» и «Всему Свой Срок». Как вы сейчас сказали, тексты на новых песнях Августа также принадлежат перу Анатолия. Давно ли вы с ним знакомы?
С Анатолием мы хорошие друзья, часто приезжаем друг к другу в гости. Например, 7 ноября прошлого года у нас был концерт в Питере, и он приезжал к нам со всей семьей, ночевал у нас дома. Познакомились мы с ним по группе Алексеевская Площадь: я записал песню «Слова», текст к которой написал Толя. Он в прошлом музыкант и любит наши песни. В итоге он на меня вышел, мы познакомились, подружились и с тех пор сотрудничаем друг с другом. Наша первая с ним работа – песня «Время Покажет». Толя прислал мне стихи, они меня сразу же цепанули, я сел за пианино, наиграл мелодию, обработал ее и тут же отправил ему примерный вариант песни. Он офигел совершенно: так быстро получилась эта баллада! (Смеется). Надеюсь, наша дружба и сотрудничество будут продолжаться очень долго.
А не было ли идеи исполнять песни из альбома «Всему Свой Срок» на концертах Автуста?
Мы уже играем на концертах песню «На Гребне Волны». Постепенно, я думаю, мы будем включать эти песни в концертный сет-лист. На песню «Слухи» мы даже сняли небольшой комедийный видеоролик, где мы играем на так называемых виртуальных инструментах: кто на венике играет, кто просто воздух сотрясает, якобы играя на барабанах. Так что всему свое время.
В последнее время вы проводите так называемые онлайн-стримы на совершенно разные темы. Это была ваша идея начать подобное общение с аудиторией?
Нет, это не моя идея. Я еще работаю в ПМЦ «Калининский» в качестве руководителя вокальной студии «Non-stop», преподаю вокал. И поскольку в связи с пандемией нас отправили на «дистанционку», нужно было как-то обозначать свою работу в интернете. И я начал вести эти стримы: я 8 лет работал на радио, это мой конек, я это делаю с большим удовольствием и легко с этим справляюсь. Мне уже немало лет, многое в жизни повидал, многое прочувствовал. Поэтому если я в стриме задаю какую-то тему, я уже изначально знаю ответ на нее, я могу ее широко раскрыть. Зрителям нравится. Я даже к Новому году сделал вместе со своими учениками музыкальный фильм, где сам исполняю роль Деда Мороза, а Снегурочку исполняет одна из моих учениц. Сценарий написан мной, получился часовой новогодний фильм с 15 музыкальными треками. Кому интересно – могут найти его у меня на странице ВКонтакте (https://vk.com/pavelkolesnik2020).
Знаю, что вы в свое время коллекционировали виниловые пластинки. Сколько экземпляров сейчас в вашей коллекции, каким музыкальным жанрам вы отдаете предпочтение и пополняете ли вы коллекцию в настоящее время?
Да, раньше я с большим энтузиазмом покупал винил. Сейчас у меня около 4000 пластинок. По жанрам я не ограничиваюсь, у меня есть практически вся музыка, от «Кузнечика» и до трэша. Я считаю, что музыкант должен слушать самую разнообразную музыку, чтобы впоследствии написать что-то свое. Если ты ограничиваешь себя каким-то одним жанром, то в итоге получается обычная копия, как показывает практика. Я уже давно не собираю пластинки. Да и винил я сейчас пока, к сожалению, не слушаю. Колонки есть, проигрыватель есть, но к нему нужен еще и усилитель, его нужно куда-то ставить. А дома хочется больше простора! (Смеется). Да и потом у нас в гостях часто бывает внук. Ему 3,8 года, он просто везде. Установи я всю эту систему, и ее тут же не будет. Так что музыку я слушаю приемущественно в автомобиле. А езжу я часто и много.
И последний вопрос на сегодня: какие планы вы ставите перед собой на этот год?
В первую очередь, я хочу все силы бросить на новый альбом Августа. Одна песня уже полностью готова: она не вошла в альбом «Всему Свой Срок», поэтому обязательно войдет в этот. Это песня «Все Наоборот», она еще нигде никогда не звучала. Не обойдется и без концертов: первое выступление Августа в этом году состоится в Питере уже 11 февраля, в рок-баре «The Right Place». Будем рады всех видеть! Что касается сольного творчества – здесь явных планов нет, может быть, получится записать еще один альбом с ретро-шлягерами. Я тут недавно посчитал, с моим голосом на данный момент записано 20 альбомов. Считаю, что это весьма солидная цифра. Но, еще раз повторюсь, приоритет за Августом. Выход альбома запланирован на осень, но каких-то конкретных дат называть не хочется, чтобы не обманывать слушателей, потому что всякое может случиться, и могут возникнуть какие-то накладки по срокам. Как я уже говорил, всему свое время. Спасибо!
Официальный сайт Павла Колесника: http://pavel-kolesnik.ru/
Официальный сайт группы Август: https://avgustrock.ru/
Интервью: Александр “SUMRAK” Нефедов
Фотографии предоставлены Павлом Колесником
январь 2021 г.
(с) HeadBanger.ru